СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Истина в самоиронии (РЕЦЕНЗИЯ)

СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Истина в самоиронии (РЕЦЕНЗИЯ)

Эпическое возвращение The X-Files в 2016 году для многих поклонников обернулось разочарованием. Смог ли 11 сезон исправить положение? Была ли проведена какая-то работа над ошибками? Похоже, что да, но — давайте обо всем по порядку.

Прежде всего, хочется сказать, что я — давний поклонник «Секретных материалов». Смотрел их по ТВ и на VHS. Наряду с «Твин Пиксом» и «Сумеречной зоной» они были неотъемлемой частью моего детства, заложившей что-то в мой характер, в мои сегодняшние вкусы. Вместе с тем я не склонен идеализировать первые сезоны сериала: во время более позднего пересмотра я понимал, насколько шоу неоднородно, порой противоречиво, и как много там пустой болтовни на тему истины.

Как и многие другие, я был в восторге от новостей о камбэке «Секретных материалов». Вместе с тем было очевидно, что прежний подход к ведению «основной мифологии» бесповоротно устарел, современные зрители не простят надуманность мотиваций героев и «воду» в сценарии. Сериалу необходимо фундаментальное обновление, если создатели хотят, чтобы его воспринимали всерьез. К несчастью, тогда сбылись худшие опасения. Попытка обновить шоу присутствовала, но заключалась просто в том, что постаревшие герои сталкиваются с Интернетом. Малдер снова устраивает истерику при одном только слове «заговор». Это для него нормально: Малдер видит след коровы, звонит Скалли, орет «нас обманывали, Скалли, это заговор коров», ему показывают рисунок коровы, он звонит Скалли, орет «нас обманывали, Скалли, коров не существует», затем он вляпывается в коровью лепешку и все начинается сначала. Вот только на этот раз ему даже рисунок коровы не показали. Мужик поверил голословным заявлениям, начал гонять туда-сюда на машине, потом вдруг заболел, вирус охватил Америку, пробка, мост, Скалли смотрит вверх, а там летающая тарелка… Конец.

К счастью, вся эта сумбурная бессодержательная история оказалась лишь горячечным видением, насланным на нас гриппующими сценаристами. Одиннадцатый сезон как бы обнуляет все то, что создатели наворотили ранее, и за это можно было бы сказать ему спасибо, вот только первая его серия… просто ужасна! Тут уже истерят все. Скалли грезит апокалипсисом и требует найти их давно утраченного сына Уилла, Малдер гоняет на машине, напоминая растерянного мужа, пытающегося выполнить самые безумные капризы беременной жены… Курильщик курит, а Скиннер снова ведет себя подозрительно и не может рассказать своим старым друзьям о какой-то тайне, просто потому что он такой. В целом серия напоминает затянувшийся пролог к эпизоду, в котором нам напоминают, кто здесь кто и зачем. Попутно вводятся новые персонажи, которых как бы обещают раскрыть позже (спойлер: не раскроют). Заканчивается эпизод выводом о том, что искать сына нужно, но без спешки. Займемся, мол, Секретными материалами, а там уж как Бог даст.

После такого начала я надолго забросил The X-Files и лишь недавно в преддверии финала сезона решил продолжить просмотр. Я предполагал, что, как и в случае с сериями 2016 года, «монстры недели» окажутся куда лучше «основной мифологии», но все равно испытывал опасения… которые вскоре полностью развеялись. Это было круто! Причем и «Это» тоже. А также «Плюс один» и в особенности эпизод под названием «Потерянное искусство пота на лбу», что бы это ни значило. В этих сериях Крис Картер, а также братья Глен и Дэррин Морган, тоже ветераны шоу, вспоминают о своем старом безотказном оружии, имя которому самоирония.

Вот к примеру, сюжет из эпизода «Это»: с Малдером и Скалли связывается цифровой призрак Ричарда Лэнгли в исполнении Дина Хэглунда из «Одиноких стрелков» и просит уничтожить его, потому что, мол, это не жизнь. Герои, конечно, соглашаются, дилемма решается по щелчку пальцев. На полном серьезе воспринимать подобное трудно, ибо хоть и выглядит все современно, но сама идея отдает нафталином. К счастью, на помощь приходит ирония, легко вытягивая сюжет на себе. Ну, а великолепное «Потерянное искусство пота на лбу» изначально на самоиронии и основано. Мол, а что если все это время был и третий агент, верный помощник Скалли и Малдера? С одной стороны, чистый бред, конечно, и с каждой минутой все становится еще более бредово. С другой стороны, I want to believe. Безумец действительно заставляет усомниться во всем, что мы знали. Спасибо Дэррину Морган за этот веселый эпизод, за Брайана Хаски, за упоминание «Сумеречной зоны», за уморительные шпильки в адрес Дональда Трампа и многое другое.

Среди других комедийных или близких к этому серий хотелось бы выделить «Rm9sbG93ZXJz». Да, название отличное. По сути, это очередное восстание машин и не слишком оригинальное напоминание о том, как сильно мы зависим от технологий и вообще, мол, хватит сидеть в телефоне! Многие фанаты посчитали, что эпизод вдохновлен «Черным зеркалом». Может, и так, только в отличие от сериала Чарли Брукера эта история не подмечает и не предлагает ничего нового. Зато в ней есть юмор и это дивное-дивное молчание в начале и конце.

Впрочем, «монстры недели», поданные на серьезных щах, тоже оказались очень даже ничего. Вьетнамские флэшбеки, брутальный Скиннер и пухлощекий психопат Хэйли Джоэл Осмент ждут вас в эпизоде «Котенок». Затем чистый хоррор в «Фамильяре», будто пародия на «Оно» и «Бухту Кэндл» с дьяволом и ведьмами в придачу. «Ничто не вечно» радует не историей, но образами: вампирская хиппи-коммуна, звезда древнего телешоу, готовая на все, чтобы сохранить молодость, и немного боди-хоррора со сшиванием людей. Кроме того, у серии прекрасная интригующая концовка.

А вот эпизод «Гули» хоть и рядится в «монстры недели», на самом деле становится важной частью «основной мифологии», впервые представляя нам Уилла, сына Скалли и… скажем так, святого духа. Знакомство удалось, а прощание вышло еще лучше.

Перед финалом на меня снова напали опасения. «Мою борьбу» режиссирует отец «Секретных материалов» Крис Картер. При всем уважении дедушка откровенно слил «основную мифологию» в десятом сезоне и одиннадцатый начал так же. Неужели запорет и концовку?

Слава зеленым человечкам, мои подозрения не оправдались! Эпилог вышел весьма динамичным, довольно жестким, довольно драматичным, ну и вообще норм. Хотя о паре косяков сказать хочется, и это касается всей «основной мифологии» этого сезона. Прежде всего, это слив персонажей. В Эрике Прайс и мистере Y, роли которых исполнили Барбара Херши и А. С. Питерсон соответственно, был потенциал, но они мелькнули всего пару раз и сразу отправились в отставку. А за Монику Рейс вообще обидно: играющая ее актриса Аннабет Гиш тут вообще как будто просто, чтобы посветить знакомым лицом в кадре. В погоне за динамичностью Картер мочит людей пачками, из пустословия и затянутости впадая в другую крайность — в спешку. Да и неожиданно хладнокровный киллер в лице Фокса Малдера — это странно. И если его нападение на вооруженных солдат в поисках сына можно как-то принять, то момент, когда любитель йети и семечек перерезает горло безоружному, вызывает серьезные вопросы.

И вот они, Малдер и Скалли, напарники, друзья, супруги, разведенки, стоят на пирсе, прощаясь с прошлым и приветствуя будущее. Это красиво, но нет ощущения завершенности. Многих поубивали, но некоторые-то сумели выжить. Да и говорить о чьей-то смерти сложно, когда теглайн эпизода прямо отсылает нас к фигуре Иисуса Христа, а этот парень, знаете ли, имеет свойство воскресать. Кто именно тут Мессия? Очевидно, Уилл, но также и Курильщик (в своих апокалиптических грезах), и сам Малдер. А вместе они являют собой подобие Святой троицы, разумеется. Да, и здесь не обошлось без библейских отсылок.

Будет ли продолжение? Мы пока не знаем. Джиллиан Андерсон ушла, и представить «Секретные материалы» без нее очень трудно, если вообще возможно. Впрочем, я посмотрел бы на оставшегося в одиночестве Дэвида Духовны, это было бы тоскливо, зато есть где драме развернуться. Хотя как показывает практика, сила «Секретных материалов» уже не в драматизме, а в ироничном отношении к самим себе. Да и может, хватит уже с этих ребят? Обратите внимание, в этом сезоне Малдер и Скалли оставили поиски какой-то абстрактной правды. Они думают о семье, об упущенных возможностях.

Все эти годы казалось, будто истина где-то рядом, а на самом деле рядом были они двое — друг у друга. Возможно, этого достаточно?

Источник