Я подарю тебе синее платье: рецензия на фильм «Не в себе» (2018)

Я подарю тебе синее платье: рецензия на фильм «Не в себе» (2018)

Страдающая от паранойи Сойер записывается на приём к психоаналитику в лечебницу «Горный ручей» — и неожиданно для самой себя оказывается узницей в этом неприветливом месте. Юридические тонкости позволяют врачам удерживать девушку еще семь дней, но дело усугубляется тем, что в одном из докторов Сойер узнаёт своего давнего преследователя. Это игры её воспалённого разума или же страшная реальность, от которой невозможно убежать?

Личное мнение: Стивен Содерберг — режиссер сугубо «на любителя», и я в его целевую аудиторию не попадаю. Во мне не вызывает никакого восхищения и не пробуждает ни одной эмоции постановщик, который может сделать до смерти скучными и ромком («Супер Майк»), и многоходовочный триллер («Побочный эффект»), и даже историю о распространении смертельного вируса («Заражение»). Поэтому новый проект Содерберга, гордо заявленный как «первый фильм ужасов» в его карьере, изначально вызывал определенные опасения. Которые, к счастью оказались напрасными — впрочем, как и преувеличенное слово «ужасы» в жанровом указателе, ведь перед нами чистой воды психологический триллер в лучших традициях «Молчания ягнят» и «Мизери», в котором больше от драмы, нежели от хоррора.

Начнём с манеры съемки — одной из выделяющихся особенностей постановки Содерберга, за которую я его сильно не люблю. Меня приводят в восторг панорамы Митчелла в «Оно следует за тобой», завораживают 180-градусные перевороты камеры в «Заклятиях» Вана, радует беспокойный кадр в фильмах Триера, впечатляет взгляд от лица несущегося по лесам злого духа в «Зловещих мертвецах» Рэйми. А вот крупные однообразные планы с лицами беседующих в полной тишине актёров, как в «Не в себе», очень сильно утомляют с первых же минут. Кроме того, картина громко пиарится на том факте, что она полностью заснята на iPhone. Но разве это что-то даёт изображению, насыщает его или поддерживает атмосферу? Нет, подобный эксперимент я считаю провальным — ничего, кроме рекламы «яблочной фирмы», такой приём идее не дал, но, по крайней мере, не много и отнял. От кадра всегда хочется больше насыщенности, больше продуманности, больше выдержанности в определенном стиле, а иначе теряется его индивидуальный почерк. Индивидуальные «содерберговские» ракурсы на месте — только ими операторская работа и выделяется, и плюсом это назвать язык не повернётся. Про вступительный и завершающий фильм саундтрек и говорить неприятно, настолько он неуместный и раздражающий.

Чтобы осилить первую половину фильма, придётся откопать в себе навык повышенной усидчивости. Развивается действие постепенно и без намёка на активность, а главная героиня поначалу вызывает лишь недоверие и даже некоторое раздражение (ну как может взрослая женщина не читать подписываемые, пусть даже и формальные, бумажки? Завязка довольно вольная и даже детская). Зато с открытием всех основных козырей сюжета повествование становится в разы более увлекательным и напряженным, а в последние двадцать минут можно сгрызть все ногти на руках и на ногах от напряжения. Особенно радует высокий уровень достоверности показанных в фильме психологических расстройств. Если «Заражение» критики называли «учебником по изучению реакции властей на вспышку эпидемии», то «Не в себе» послужит отличным примером для начинающих специалистов по криминальной психологии, да и просто для заинтересованных. За счёт такой реалистичности (да, такой кошмар действительно мог бы произойти на самом деле, если еще не произошел) вкупе с напряженностью и непредсказуемостью ленте прощаются все провисания и логические неувязки первых 40 минут.

Исполнительница главной роли Клер Фой со своей работой справляется на крепкую пятёрку — умело вызывает и сочувствие, и недоверие, и сопереживание, хотя выше головы не прыгает. Куда интереснее здесь доставшийся ей в пару Джошуа Леонард, у персонажа которого головные тараканы куда более крупных размеров и, следовательно, требуют еще более тонкого исполнения. Леонард ни подводит ни единым жестом, и от его героя действительно хочется убежать как можно дальше — а после просмотра фильма вы еще некоторое время будете гарантированно вздрагивать при виде бородатых мужиков, что является отличным градусником качества как проработки персонажа, так и воплощения актёром. В качестве небольшого сюрприза в одном из эпизодов засветился и Мэтт Деймон — от этого актёра я лично тоже не в восторге, но камео отчего-то порадовало и даже взбодрило.

Смотреть «Не в себе» действительно страшно именно потому, что подобная история вполне правдоподобна и актуальна для мира, в котором мы живём. Жажда наживы одних людей в соприкосновении с психическими расстройствами других и безразличием третьих могут превратить жизнь случайно угодившего в эту паутину человека в настоящий ад. Именно об этом рассказывает новый триллер Содерберга, и делает это очень ясно и живо, так что картина непременно должна попасть в ваши списки «к просмотру» в этом году.

Источник