АННИГИЛЯЦИЯ: Философия раковой опухоли (РЕЦЕНЗИЯ)

АННИГИЛЯЦИЯ: Философия раковой опухоли (РЕЦЕНЗИЯ)

Ожидание этого фильма было связано с широкой гаммой эмоций: радость, растущая тревога, а под конец даже драма. Помню, поначалу даже не верилось, что одноименный роман Джеффа Вандермеера действительно экранизируют. Там ведь все так странно, так едва уловимо — как это можно визуализировать?

Но вы же видите мою оценку выше. Да, у них получилось.

Итак, что такое «Аннигиляция»? Представьте себе главную героиню, ее зовут Лина, она биолог, в прошлом офицер сухопутных войск. Читая книгу, я представлял в этом образе молодую Сигурни Уивер, но и назначению Натали Портман ничуть не расстроился, благо это, пожалуй, самая любимая моя актриса. Талантливая, разноплановая, звезда «Леона» и «Черного лебедя», она и тут не сплоховала, представ жизнерадостной, влюбленной в сценах из прошлого и замкнутой, осторожной в дальнейшем. Муж Лины, Кейн, в исполнении Оскара Айзека, знакомого широкому зрителю по блокбастерам «Звездные войны: Пробуждение силы» и «Люди Икс: Апокалипсис», продолжает служить в армии, то и дело пропадая в секретных правительственных миссиях со своим подразделением. И тут хочется сказать: «Но однажды он не вернулся». Вот только проблема заключается в том, что он как раз вернулся. Правда, совсем другим.

Где же побывал Кейн? Сам он ни черта не помнит, но Лина всё вскоре выяснит и без него. Это место называют Зоной Икс и… честно говоря, на первый взгляд это похоже на точную кальку с «Пикника на обочине»! Что-то грохнулось с неба, покрыло собой некую территорию, где меняет всё, ну а правительство всё засекретило, и поставило рядом институт, чтоб изучать. Вдохновлялся ли Вандермеер знаменитым романом братьев Стругацких? Говорит, что нет, хотя другие произведения у Стругацких читал и любит их. Да и не ощущается это как плагиат, если на то пошло. Зона тут другая, нет ловушек-аномалий и артефактов, нет правил выживания, чуть тоньше здесь всё, чуть страннее. И главное, нельзя проникнуть туда и вернуться прежним. Зона Икс искажает всё, словно призма — лучи света. И в обоих случаях это красиво.

Впрочем, «красиво» — это уже про экранизацию. Мир книги казался мне в свое время почти бесцветным, холодным и зыбким как туман, однако режиссер Алекс Гарленд, как оказалось, видит его иначе. Цветовая гамма картины немного тускловата, но Зона Икс — это дивное сочетание нежных тонов, бликов и витиеватых узоров, вкрапляющихся в реальность не сразу, постепенно, словно незаметная плесень, причудливый мох, раковая опухоль.

Все это здорово захватило меня. New weird Вандермеера сплелся с чутким отношением Гарленда к визуалу. Лина отправляется в Зону Икс, чтобы понять, что случилось с Кейном. Благо туда как раз снаряжается очередная экспедиция. Так как предыдущие вылазки успехом не увенчались, на этот раз решено составить отряд из женщин-ученых, а не из мужчин-солдат. Команда набирается любопытная, у всех свои секреты, свои причины решиться на самоубийственную миссию. Возможностей раскрыться у персонажей второго плана немного — у некоторых всего одна-две сцены. Намеченные скупыми штрихами, они во многом так и остаются тайной для зрителя. Выделяется среди них психолог Вентресс, роль которой исполнила Дженнифер Джейсон Ли. Звезда «Омерзительной восьмерки» создала неприятный, но интересный образ, в котором угадывается скрытая глубина и своя собственная драма.

Но в целом, конечно, герои здесь не так уж важны. Даже Лина, ее прежняя любовь к Кейну и последующая ненависть к себе, ее естественность во флэшбеках и скованность в настоящем — все это лишь крошечные детали большого, всё разрастающегося узора. Интересно, что этот фильм не хочется сравнивать со «Сталкером», а вот с «Солярисом» того же Андрея Тарковского ассоциации есть, и они сильны. Не то чтобы «Аннигиляции» подходила религиозная трактовка, свойственная советскому режиссеру, однако и понимания самого Станислава Лема, автора оригинального романа, для сопоставления как-то недостаточно, слишком уж оно скупое. Солярис Лема повторяет очертания объекта, не соприкасаясь с ним, Солярис Тарковского же может оказаться первоисточником всего сущего. Зона Икс, кажется, объединяет и то, и другое. Содержащееся в ней «Мерцание» вступает в контакт со средой обитания, с людьми, с самой реальностью, но хочет ли оно этого? Да и вообще возможно ли хоть как-то объяснить мотивы его действий? Так развивается жизнь, так распространяется рак. Вот всё, что мы знаем о здешней философии.

Интересно, какой была бы «Аннигиляция», если б ее снимал режиссер «Сталкера»? Гарленд отличается красочностью, динамикой. Это определенно арт-хаус, но снятый с любовью к зрителю, не только к самой картине. Тарковский под ЛСД? А может, Андрей Арсеньевич примерно так бы и снимал в наши дни? Так или иначе, для Алекса Гарленда это очередной прорыв. Если в триллере «Из машины» он рассказал нам нарочито камерную притчу, то здесь развернулся вовсю и представил зрителю удивительное неоднозначное полотно, одновременно пугающее и зачаровывающее.

Подумать только, здесь льется кровь, кричат медведи, распускаются милые цветочки, а человеческие внутренности кружатся в непрерывном тошнотворном вальсе…

Ну так что? Действительно слишком сложно, как и боялся продюсер Дэвид Эллисон, возглавляющий Skydance Productions? Что ж, если вы ждете типичный сай-фай про инопланетных захватчиков, то да, воспринимать «Аннигиляцию» будет трудно. Если же вы готовы к странному, если хотите прикоснуться к непознаваемому, тогда все просто. Да и эпилог картины довольно очевиден и не должен оставить вопросов у зрителей.

Страшно жаль, что «Аннигиляцию» не показали в России, в этом и заключалась для меня та драма, о которой я говорил в самом начале. Зато не оправдались тревоги, вызванные трейлером. Тогда закралось подозрение, что фильм окажется обыкновенным блокбастером. Но нет, Алекс Гарленд подтвердил свой статус одного из самых интересных современных режиссеров в жанре фантастики. А его «Аннигиляция», я уверен, будет претендовать на все главные премии. По крайней мере, для меня это кино года на данный момент. Впрочем, вряд ли моим словам можно верить…

Из Зоны Икс никто не возвращается прежним.

Источник